Блог

Тенгиз Ширяев — мы можем точно определить как и в какие сроки провести лечие того или иного порока сердца, мы заранее знаем, каким после этого будет состояние здоровья ребенка и как он будет чувствовать себя через 20-25 лет – и это величайшее достижение медицины 21 века.

Тенгиз Ширяев — мы можем точно определить как и в какие сроки провести лечие того или иного порока сердца, мы заранее знаем, каким после этого будет состояние здоровья ребенка и как он будет чувствовать себя через 20-25 лет – и это величайшее достижение медицины 21 века.

 

Я с полной ответственностью могу сказать, что детская и взрослая кардиохирургия развита в Грузии так же хорошо, как и в любой другой части света – говорит Тенгиз

Ширяев, детский кардиохирург и заведующий отделением врожденных пороков сердца Университетской клиники Джо Энн

 

  1. Несколько лет назад фраза «у вашего ребенка врожденный порок сердца» звучала, как приговор, не позволяющий делать оптимистичные прогнозы; что изменилось с тех пор, и с какой реальностью мы сталкиваемся сегодня?

 

Прежде всего, врожденные пороки сердца, это аномалии развития сердца, т. е. во внутриутробном периоде развития сердце плода, сердечные структуры, перегородки, клапаны и сосуды, расположенные вблизи сердца, формируются анатомически неправильно. Врожденный порок сердца является наиболее распространенной аномалией развития среди всех врожденных пороков. Конечно, приведенная Вами фраза звучала угрожающе и для родителей, и для общества, потому что означала, что перспективы на будущее для ребенка крайне неблагоприятны. Однако, за последние 50 лет ситуация значительно изменилась в лучшую сторону. В этой области в мире накоплены глубокие знания и опыт, плюс, с огромной скоростью развивались новые технологии. В результате мы можем успешно лечить эти патологии, в результате чего  ребенок, рожденный с врожденным пороком сердца, будет переведен в категорию здоровых людей на всю оставшуюся жизнь.

 

Сегментация играет крайне важную роль, есть такие врожденные пороки сердца, которые легко устраняются одним-двумя оперативными вмешательствами, после чего этим детей не противопоказан даже занятия профессиональным спортом. Однако, есть дефекты, при которых больным требуется несколько операций. В будущем таким пациентам рекомендуется отказаться от высоко травматичных или чрезмерно интенсивных видов спорта, хотя играть и прыгать с друзьями, конечно же, не возбраняется. И это мы можем считать величайшим достижением медицины этого столетия.

 

  1. За счет чего стало возможным это величайшее достижение медицины? За счет развития технологий? Или за счет осведомленности и доступности необходимой информирмации?

 

Само собой разумеется, что это было предопределено развитием новых технологий, хотя не последнюю роль здесь сыграли и навыки и знания, накопленные пионерами этой области и великими учеными. Накопленные знания переросли в опыт, и сегодня мы уже можем точно определить, как и в какие сроки следует лечить каждый отдельный дефект и какого результата ся ребенка и как он будет чувствовать себя через 20-25 лет.

 

  1. Ведете ли вы, в вашем медицинском учреждении, диспансерное наблюдение в последующие 20-25 лет, если у ребенка был врожденный порок сердц, который, как Вы упомянули, в силу различных факторов относительно легко поддается коррекции?

 

Я повторю, что это зависит от типа врожденного порока сердца, обнаруженного у больного. Для нас,т.е. для общества, «врожденный порок сердца» – это обобщающее словосочетание, хотя «врожденный порок сердца» объединяет множество типов – от очень простых до катастрофически сложных. Большинство вмешательств, которые мы проводим — это случаи, когда мы делаем одну операцию, после чего ребенок остается здоровым всю оставшуюся жизнь. Хотя существуют дефекты, при которых, в последующем, необходимо раз в год проводить контрольное обследование, чтобы наблюдать за динамикой, или планировать еще одну операцию или неперационное вмешательство. Нехирургические вмешательства получили большое развитие в последние годы как в нашей стране, так и во всем мире. В любом случае — контроль крайне важен.

 

  1. При врожденных пороках сердца большинство проводимых вмешательств являются хирургическими вмешательствами?

 

До настоящего времени, да, так оно и есть.

 

  1. Помогают ли Вам в Вашей работе новые высокоразвитые технологии?

 

Современные технологии позволяют и облегчают нам выполнение сложных, масштабных операций у новорожденных, недоношенных детей и детей, у которых при рождении был малый вес. Только решимость и желание, вряд ли позволили бы нам успешно проводить операции такого уровня. Для этого, конечно, необходимо применять современные и высокоразвитые технологии.

 

  1. Раньше были знания и опыт, но не было инструментальных возможностей для проведения таких масштабных вмешательств.

 

Веками люди мечтали выполнять подобные операции, увы, это было невозможно из-за отсутствия необходимого оборудования. Каждой области медицины свойственна своя специфика. Для непосвященных проведение операции на сердце маленького пациента выглядит крайне романтично. Хотя, сегодня в мире такие операции являются широко распространенной практикой.

 

  1. С 90-х годов прошлого века, клиника, которую Вы представляете, является одним из лучших кардиологических центров в нашей стране. Вы сейчас говорили о средствах медикаментозной борьбы с врожденными пороками сердца в медицине, такая эволюция понятна и логична. В развитых странах мира наряду с современными технологиями распространяется передовой и успешный опыт, им постоянно делятся с коллегами. Что вы можете сказать о Вашей клинике, есть ли у вас подобный опыт работы ?

 

В 1996 году в Грузии был открыт Медицинский центр Джо Энн. В нашей стране и до этого проводились операции по поводу врожденных пороков сердца. Однако они

проводились только в одной больнице и только приезжими хирургами – выборочные операции, только для избранных пациентов.

 

После того, как был открыт Медицинский центр им. Джо Энн, была создана единая система лечения врожденных пороков сердца, которой до этого не было ни в Грузии, ни в регионе. А это значит, что с 1996 года мы приступили к реализации масштабного подхода к решению проблемы. Изначально клиника принимала только маленьких детей с врожденными пороками сердца. Открытие клиники стало возможным только благодаря невероятным усилиям и при непосредственном участии американского филантропа миссис Джо Энн Макгоуэн и ее огромному желанию сделать так, чтобы «ни один ребенок больше не умирал от порока сердца». Последний период ее жизни был посвящен этой великой цели. Это был совместный проект правительств США и Грузии, и результат большой дружбы между нашими двумя странами. Ведущие специалисты в области детской кардиологии из Стэнфордской детской больницы прибыли в недавно открывшуюся Университетскую клинику Джо Энн и приняли активное участие в том, чтобы она начала успешно работать. Америка смогла обеспечить нас новейшим оборудованием и всеми необходимыми на тот момент средствами и инструментарием. С тех пор мы накопили значительные знания и опыт, наша работа продолжается и по сей день, мы стараемся не останавливаться и не отставать от достижений современной медицины. Одним их необходимых условий является контроль качества и внедрение инноваций. Именно по этой причине мы участвуем в двух больших программах. Одна из них, это программа Бостонской детской больницы, которая сосредоточена на контроле качества. Мы также участвуем в Общеевропейской базе данных по врожденным порокам сердца. Это означает, что мы постоянно контролируем и повышаем качество нашей работы. Оценивая все вышесказанное, становится понятным, почему так важно идти в ногу с достижениями современной медицины.

 

  1. Сегодня в нашей стране открыто много клиник, которые также работают над проблемой врожденных пороков сердца у детей. Ваша клиника является специализированным медицинским учреждением, а значит, Вы обеспечиваете особый комфорт как пациентам, так и медицинским работникам, с тем, чтобы операции, проводимые ими, были успешными.

 

Мы работаем 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Основным направлением нашей работы являются врожденные пороки сердца и методы их лечения. Разумеется, мы предоставляем и другие виды услуг, что позволяет пациентам получить доступ к специалистам различного профиля. Уже более 25 лет мы стремимся сделать так, чтобы наши пациенты чувствовали себя комфортно и чтобы для получения всех необходимые услуги, им не приходилось обращаться в разные учреждения.

 

  1. Как вы считаете, насколько современен уровень медицина в Вашей клинике, в частности, в области лечения врожденных пороков сердца?

 

На этот вопрос я смело могу ответить — сегодня в Грузии блестяще развита детская и взрослая кардиохирургия, и любую проблему, связанную с сердцем, мы можем решить на том же уровне, что и в любой ведущей клинике Европы или Америки. Разумеется, это не случилось само собой, это заслуга тех великих людей, тех первопроходцев, которые сказали свое слово в развитии кардиохирургии в Грузии. Они приложили немало усилий, и именно благодаря им сегодня мы имеем такие результаты. Мои учителя имели честь пройти обучение у лучших специалистов в области кардиохирургии в мира, приглашать их в Грузию и посещать их, что позволило им получить глубокие практические знания в этой области. Поэтому вот Вам мой ответ на Ваш вопрос – с полной ответственностью могу сказать, что детская и взрослая кардиохирургия развита в Грузии так же хорошо, как и в любой другой части мира. Я вам больше скажу, намного лучше, чем в любой другой части мира.

 

Related Posts